Одним из приоритетных направлений экономического развития
Российской Федерации является снятие избыточных административных
барьеров на пути предпринимательской активности. В частности в
настоящее время производится замена регулятивных функций со
стороны государства по лицензированию отдельных видов
деятельности и оказания услуг на механизм саморегулирования.
Федеральным законом Российской Федерации от 1 декабря 2007 года
№ 315 «О саморегулируемых организациях» определены основные
правовые формы создания и деятельности саморегулируемых
организаций, а также установление особенностей, при создании
саморегулируемых организаций определенных видов работ и оказания
услуг, федеральными законами.
Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 года
№ 69 «О пожарной безопасности» определен перечень работ и услуг
в области пожарной безопасности, которые самым непосредственным
образом влияют на безопасность зданий и сооружений.
Создание саморегулируемых организаций в области пожарной
безопасности позволит исключить действующий порядок
лицензирования в области пожарной безопасности, установленный
Федеральным законом Российской Федерации от 8 августа 2001 года
№128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и
передать эти функции саморегулируемым организациям (СРО), а так
же определить четкие стандарты и правила ведения
предпринимательской деятельности, осуществление контроля и
надзора за своими членами и их ответственности.
На данном этапе система лицензирования выполнила свою функцию,
что подтверждается успешным функционированием автоматических
систем противопожарной защиты на объектах реального сектора
экономики и способствовало увеличению количества обнаружений
пожаров в начальной стадии с 36,7% в 2000 году до 42,1% в 2007
году, при этом стоимость спасенных материальных ценностей на
пожарах за аналогичный период выросла в 2,6 раза. В Российской
Федерации зарегистрировано более 37 тысяч организаций,
получивших лицензии в этой сфере деятельности. Это около 300
тысяч рабочих мест. В основном это предприятия малого и среднего
бизнеса. Ими, по оценке экспертов, выполняются работы на сумму,
превышающую 90 млрд. рублей в год.
С целью сохранения эффективной работы субъектов
предпринимательской и профессиональной деятельности в области
обеспечения пожарной безопасности возможна передача данного вида
услуг под ответственность саморегулируемых организаций, которые
могли бы функционировать на объектах, независимо от стадии их
жизненного цикла.
Необходимость введения института саморегулирования в
противопожарной отрасли обусловлена в первую очередь прямой
зависимостью жизни людей от качества работ (услуг) в области
пожарной безопасности.
Стоимость работ на проектирование и строительство в области
безопасности во многих развитых странах мира достигает до 15% от
общей стоимости строительства. У нас в стране этот показатель
гораздо ниже, но тем не менее услуги в области пожарной
безопасности, особенно в последние годы, занимают все более
приоритетное положение при функционировании любого здания или
сооружения. Особое значение имеет уровень противопожарной защиты
для зданий высотой более 50 метров, подземных сооружений, зданий
с массовым пребыванием людей. Для данной категории строений
практически от состояния систем автоматической пожарной защиты
зависит безопасность людей. Естественно, от качества
смонтированного противопожарного оборудования и используемых
материалов, уровня выполнения проектных и монтажных работ
непосредственно зависит защищенность людей и имущества в случае
чрезвычайной ситуации, прежде всего связанной с пожаром. Поэтому
необходимо достаточно жестко регулировать качество произведенной
пожарно-технической продукции и выполнения работ в области
пожарной безопасности. Эта задача реально решается через систему
саморегулируемых организаций.
Также важным аргументом введения системы саморегулирования в
области пожарной безопасности является более строгий,
одновременно открытый контроль за деятельностью предприятий,
являющихся членами СРО. На рынке противопожарных услуг, как и в
любой отрасли, существуют организации, работающие на низком
профессиональном уровне, со слабой профессиональный подготовкой
сотрудников. В работе используется не профессиональное
оснащение, допускаются случаи неправильного монтажа, установка
оборудования с отступлениями от проекта, нарушаются сроки
гарантийного обслуживания. Система планирования и контроля
производства на ряде предприятий находится на крайне низком
организационном и практическом уровне.
Демпинг цен при борьбе за получение заказа на соответствующий
объем работы, откровенно заниженные сметы на подрядные услуги
порождают брак, отсутствие соблюдения элементарной
производственной этики. В конечном итоге все это может привести
к не поправимым последствиям при чрезвычайной ситуации.
В рамках саморегулирования многие проблемы, особенно в области
повышения результативности и качества выполнения работ можно
решить более эффективно.
Важно правильно и очень ответственно сформировать порядок
формирования состава СРО с учетом непосредственно определенных
видов работ. Разработать и установить простые, одновременно
жесткие и очень конкретные требования на виды услуг. Во многом,
приоритетным направлением деятельности СРО должно быть
расширение и дальнейшее развитие предпринимательской
деятельности, возможность поддержки бизнеса в достаточно
непростой экономической обстановке. Одновременно необходимо
построить механизм допуска организаций способных эффективно и
качественно оказывать услуги в представляемой области, а также
производить продукцию современного уровня.
Вместе с тем приобретение статуса саморегулируемой организации в
области пожарной безопасности возможно только после внесения
соответствующих сведений в реестр саморегулируемых организаций,
что требует определения органа, ведущего реестр саморегулируемых
организаций в области пожарной безопасности и выполняющий
функции надзора.
Преимущество саморегулирования заключается в повышении
конкурентоспособности членов саморегулируемой организации на
рынке за счет новых инструментов ответственности, в том числе:
- субсидиарная материальная ответственность членов СРО за счет
формирования компенсационного фонда;
- страхования ответственности и иных связанных с выполнением
работ и оказанием услуг рисков;
- использования добровольной сертификации, как гаранта
надежности и качества выполненных услуг;
Члены СРО получат больше подрядов за счет избавления от так
называемых портфельных фирм, демпинг на аукционах которых
приводит к незавершенному строительству, авариям и низкому
качеству работ, а главное лишают подрядов добропорядочные фирмы.
В результате строгого отбора в члены СРО комплекс услуг в этой
области должен стать более ответственным и «прозрачным».
В свою очередь все это обеспечит заказчикам гарантии, что члены
саморегулируемой организации выполнят работы, предусмотренные
контрактом, качественно и в срок за счет повышенной
ответственности, предусмотренной правилами саморегулирования, а
в случае причинения вреда, вследствие недостатков работ,
выполненных членом саморегулируемой организации, заказчик
получит полное возмещение ущерба за счет страховой компании и
компенсационного фонда.
В связи с этим, разработан проект федерального закона "О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций
в области пожарной безопасности", в котором, задача создания
саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности
определена отдельной целью.
Законопроект вносит изменения в следующие федеральные законы:
"О пожарной безопасности";
"О лицензировании отдельных видов деятельности";
"О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании
отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора и Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях";
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Вносимые законопроектом изменения, без ущерба для системной
взаимосвязи, позволяют дополнить понятийный аппарат, привести в
соответствие с законодательством Российской Федерации основные
задачи по организации саморегулирования в области пожарной
безопасности, а также их права и обязанности.